Аминь, йоу!..
У рэперов всегда были достаточно странные отношения с религией. Нет, конечно, определенные прелести растафарианства признают практически все до одного, а вот с христианством находится масса разногласий по множеству пунктов, от "не убий" и "не укради" до "не сквернословь" (что особенно актуально для России). Да и вообще прилагательное "христианский", предполагающее еще как минимум 2 характеристики - религиозный и праведный - рядом с тремя гордыми буквами слова "рэп" смотрится как-то нелепо. А праведным в рэпе может быть только разве что рэп. И все же… И все же рэп не смог избежать частичного охристианивания, равно как и многие другие музыкальные направления, некоторые из которых по природе своей не менее маргинальны. Есть христианский рок, христианский поп, христианский латино, а потому и к христианскому рэпу тоже применителен глагол "есть". В целом христианская музыка одновременно и сборище проповедников от музыки, поющих/читающих/играющих во всевозможных стилях, а с другой - самостоятельное направление, отпочковавшееся от всех остальных проявлений музыкальной культуры и развивающееся независимо. Потому в христианском рэпе сам рэп зачастую - не цель, а средство. Цель же у всей религиозной музыки одна - донести до слушателя учение Христа, дабы узрели они истинный путь, раскаялись в грехах своих и…в общем, мысль понятна. Этому посвящена не одна редакция Библии, парочка Заветов, десяток-другой тонн философской и научной литературы и изрядное количество стеллажей в Государственной Библиотеке имени В.И. Ленина.
В одной руке - ТТ, в другом - Евангелие…
Началось все, разумеется, в Штатах (а не в Израиле, где начинаются почти все христианские истории). Первыми МС, получившими известность на поприще прославления Христа в речитативе стали Mr. Solo, Tik Tokk и Chille' cill, создавшие с 89ом группу Gospel Gangstaz. До "уверования" все трое строили карьеру в области уличного бандитизма, торговали наркотиками, потом сидели… В общем, делали все то, что полагается делать среднестатистическому рэперу до прихода в шоу-бизнес. Только вот если у среднестатистических рэперов дальнейший сценарий развивается по формуле "начали читать => прославились", то в случае с GG`z формула приобретает библейский окрас: "раскаялись, уверовали, и только потом начали читать". Прославились не сразу. Кстати, создатель и вдохновитель GG`z Mr. Solo, превратившись из уличного гэнгста в истинного христианина, первоначально не слишком одобрил идею доносить учение Христа до черных братьев через эту - не могу удержаться от цитаты - "грязную, тупую, монотонную музыку". Позже он убедился, что озвучивание зарифмованных библейских заповедей под бит - наиболее простой способ доходчиво объяснить афроамериканским бразам все прелести христианства. Так Mr. Solo, Tik Tokk и Chille' cill стали проповедниками черных кварталов, этакими миссионерами, сеющими разумные добрые и вечные азы католичества среди социальных низов, способных верить только в силу пушки, власть банкноты и рифмы 2Pac`а. Ну а постольку поскольку, как традиционно считается, страсть к хип-хопу у каждого риал нигги в генах заложена, Gospel Gangstaz вскоре стали достаточно популярным коллективом и заработали авторитет, если не в среде ортодоксальных рэпперов, то, по крайней мере, в мире религиозной музыки. Далее в их карьере: не слишком удачное сотрудничество с Holly Terra Records, за время которого GG`z успели выпустить два альбома "Gang Affiliated" и "Do or die" - ныне классика жанра, первые успехи в мейнстриме, престижные награды (третий альбом "I Can See Clearly Now" отхватил награду на Dove Awards, номинировался на Grammy), и социальная работа, непрекращающаяся со дня основания группы. Помимо общения с трудными подростками, наркоманами и всеми, кому, по мнению гангста-евангелистов, необходимо было любым способом втолковать что такое хорошо, а что такое плохо, Gospel Gangstaz всячески сотрудничают с церковью. Католическая церковь испытывает серьезные сомнения на тот счет, что рэп может звучать как глас господень (и ее можно понять), а GG`z, реформировавшие рэп в глазах молодежи, теперь пытаются изменить мнение о нем других верующих. Евангелисты с криминальным прошлым стали первой командой, на практике доказавшей, что рэп может быть доброй (относительно), религиозной, ведущей к добру музыкой с такой же легкостью, с какой из симфонии подворотен и гетто он превратился в самый популярный стиль североамериканского континента.
Священная культура
Последователями гангстеров-евангелистов стали Cross Movement, выходцы из Филадельфии. Позаимствовав у предшественников умение миксовать гангстерский окрас лирики с глубоко религиозными мыслями, добавив южного саунда а временами и RnB, Кроссы стали одной из самых популярнейших евангельских хип-хоп команд на сегодняшний день. В отличие от GG`z, четыре МС из Филадельфии не рассматривают речитатив лишь как средство наиболее доходчиво растолковать подросткам кто такой был Иисус и почему в 25-ых числах декабря празднуется Рождество, потому они интересны не только тем слушателям, кто готов воспринимать христианство через рэп, но и тем, кто просто желает послушать красивый хип-хоп. С 97 года Кроссы выпустили пять альбомов, не считая еще пяти, записанными сольно участниками группы. Они первыми из всех христианских команд освоили тиражи в 150 тысяч копий - цифра, многое значащая для андеграундной, да притом еще и евангельской группы. В 2006 году Кроссы с альбомом "Higher Definition" номинированы на Грэмми в номинации "Лучший евангельский альбом". Видным МС из когорты Cross Movement стал Flame, рэпер из Сэнт Луиса. Приходом в христианство рэпер обязан бабуле, которая с детства учила внука уму-разуму по библии, приходом в рэп - разумеется, улицам, которые с 16 лет приучили к речитативу. Правда, собратья по первым музыкальным проектам не разделили любовь к Богу, зато любовь к рэпу разделили черные братья, у которых, как и у Flam`a, имелся дома какой-нибудь повернутый на религии родственник, гонявший пацанов в церковь по воскресеньям. Так Flame постепенно набирал скиллсы в мастерстве речитатива и параллельно фанател от Cross Movement. В результате именно благодаря Кроссам юное дарование приходит к мысли, что христианская музыка может оказаться неплохой профессией и, подобрав себе концептуальный псевдоним ("flame" - пламя, подразумевается пламя веры), начинает методично восхищать публику сильной лирикой и экспрессивным узнаваемым прононсом. Дебютом стал альбом "Flame" (2004), следующий за ним в 2005-ом "Rewind" - этакий краткий музыкальный обзор греховной человеческой сущности по мотивам Библии.
Революция везде и всюду
Главной идеей дуэта Grits стала необходимость реформировать рэп, изменить его в лучшую сторону, сделать добрее и искреннее. Два МС, Bonafide и Coffee, имеющие идеально криминальное прошлое, все грехи разглядели в агрессивном и вульгарном рэпе - мол, именно негативная музыка делает подростков жестокими, подбивает их торговать наркотой и делать прочую бяку, чтобы выглядеть круче. На мой взгляд, подход в корне неправильный - психологи давным-давно выяснили, что агрессивная музыка напротив подавляет в тинэйджерах желание срывать злость на живых существах, но Grits`ы были уверены - все нехорошее в рэпе надо искоренить. Само название группы расшифровывается как "Grammatical Revolution in the Spirit" - грамматическая революция в душе. Грамматике Гритцы действительно уделили изрядное внимание, отказавшись от всех тех словечек, которые вы никогда не услышите у рэпперов в клипах на MTV, но за которые на том же MTV рэперов считают бунтарями и сквернословами (сразу скажем, в английском языке запретных словечек совсем немного, так что в смысловом плане лирика "грамотеев" многого не потеряла). Да и вообще музыку Bonafid`а и Coffee правильнее характеризовать как гуманистичный рэп с христианским окрасом. И тем не менее в 99 году, через 4 года после основания, Гритцы основательно засветились в мейнстриме: делили сцены с Outcast, Jay-Z, Ice Cube, DJ Shadow, De La Soul, красовались на страницах Биллборда, XXL, The Source, на экранах Fox, MTV2 и The Box, звучали в популярных чартах. Четвертый альбом "грамотеев" The Art of Translation (2002) был удостоен премии Dove awards в категории "Лучший альбом", песни с релиза стали саундреком для игры NBA Jams. Из всех хип-хоп команд христианской направленности, Grits, пожалуй, получили наибольшую известность у самой разношерстной публики: их слушают и христиане-рэперы, нерэперы - христиане, и нехристиане - рэперы, а так же люди, ни к одной из названных категорий не относящиеся.
Христиане из Города Ангелов.
Группа LA Symphony была организована пятью МС, имеющими серьезный опыт в традиционном рэпе и решившими бросить свои навыки в этой области на жертвенный алтарь праведного служения религии. Изначально Flynn, Cookbook, Joey the Jerk, Sharlok Poems и UNO Mas занимались музыкой для себя и - как же без благородных и высоких целей! - для черных братьев, блуждавших в коварных потемках греха. После выхода в 99-ом дебютного альбома "Composition #1" они подписали контракт с Squint Entertainment, христианским рок (!) лейблом. Следующий альбом вестсайдовские евангелисты записывали под руководством Mario C (продюсер Beastie boys). Однако, что-то не поделив с руководством лейбла, LA Symphony так и не сумели выпустить альбом и занялись концертной деятельностью и сайд-проектами. Концертная деятельность свела лос-анджелесскую пятерку с Jurassic 5 и Black Eyed Peas, а сайд-проекты и выходящие один за другим сольники рэперов породили слухи о распаде команды. В 2003-м LA Symphony наконец-то сподобились выпустить второй альбом "The End is now" на христианском лейбле Gotee Records. Альбом развеял все сплетни о творческой несостоятельности команды и окончательно утвердил их позиции в шоу-бизнесе: перспективная, аутентичная команда, делающая мало похожий на остальных хип-хоп о добре и боге…плюс неплохо для христианского коллектива продающаяся…
Боже, хип-хоп храни…
Трудно сказать, чем обуславливается успех христианских хип-хоп-проектов. Возможно, непохожестью на весь остальной американский рэп: не так много МС читают о жизненных реалиях через призму христианства, да еще без нецензурщины. Оригинальность притягивает. Россия, как всегда, другое дело. Во-первых, потому что россказни о жизненных реалиях (пусть даже без христианства) - давным-давно никому не в диковинку. Во-вторых, если добавить в эти россказни христианства, то звучать будет, на мой взгляд, как минимум - нелепо, максимум - уморительно смешно. Наверно, немного другой менталитет: несмотря на то, что …% носят крестики, к религии отношение в молодежных массах довольно прохладное (ну, по крайне мере к христианству. Вот растафари, буддизм и всякие языческие восточные верования периодически начинают сводить с ума весь бомонд а вслед за ним и все остальное население). И все же русский христианский рэп - не бессмысленный набор слов (каких только чудес на свете не бывает!). Правда, все коллективы, работающие в данном направлении, и немногочисленные лейблы, выпускающие альбомы и сборники этих коллективов, практически не контактируют со всей остальной российской хип-хоп-индустрией, а потому получающаяся в результате музыка чем-то отдаленно напоминает русский рэп, но только года этак 94-го…Хотя в 94-ом Bad B. выпустили "Налетчиков"…В таком случае, христианский русских рэп стоит где-то на еще более ранней ступени развития. Наибольшую активность и религиозную состоятельность демонстрирует Украина: "Терновый Венок" из Донецка (славный город. Экспортирует рэпперов лейблу 100%...может быть, стоит ждать фичеринга "Венка" с Мастером?), "9-й Калибр" из Львова (нет ли в названии намека на полугангстерские традиции Gospel Gangstaz?), "Gospel People" из Запорожья (вот тут точно намек). Каким-то ветром православные биты и басы занесло аж на Сахалин - там имеется команда "Hot Stone". Вообще история русского христианского рэпа насчитывает уже более десятка релизов и целый один лейбл "Небесное воинство", который подавляющую часть этих релизов и зарелизил. Кстати, лейбл не остался в стороне от тенденций развития русского рэпа и попытался в меру возможностей освоить такие реалии хип-хоп-культуры, как выпуск микстейпов и линии одежды, но мне хватило и поверхностного знакомства с музыкальной продукцией чтобы поставить диагноз всему русскому христианскому хип-хопу: расти и расти. Пожалуй, не буду ничего разъяснять просто процитирую наиболее забавный с точки зрения лирики фрагмент песни Gospel People (про исполнение не говорю - забавного мало, наоборот - рыдать хочется). Вот так: …Из рабства греха, Где дьявол смеется и держит каждого своего раба за лоха Ты не видел сатану, но я был в его плену, Его невидимые оковы меня сковали и тянули ко дну. Цепи были так тяжелы, что я еле их волок, Я думал: так и должно быть, а это был развод! Словом, уморительный микс сленга и пасторского тона. Ну зато завершается песня хэппи эндом: "Цепи рабства порвались, все бесы обломались"… Одно радует: постольку-поскольку христианская культура сама по себе, а светская - сама по себе еще с XVIII века, то убожество русского христианского рэпа можно не считать очередным камнем в сторону русского рэпа вообще. Он и так у нас весь в синяках, бедненький...
|